История Хотинской войны Иоаннеса Каменецкого
ИСТОРИЯ ХОТИНСКОЙ ВОЙНЫ, ПРОИСХОДИВШЄЙ ВО ВРЄМЄНА ТУРЄЦКОГО СУЛТАНА ОСМАНА, КОГДА
ИСТОРИЯ ХОТИНСКОЙ ВОЙНЫ, ПРОИСХОДИВШЄЙ ВО ВРЄМЄНА ТУРЄЦКОГО СУЛТАНА ОСМАНА, КОГДА
АРМЯНСКИМ КАТОЛИКОСОМ В СВЯТОМ ЭЧМИАДЗИНЄ БЫЛ МЄЛХИСЄДЄК
Предисловие к истории Хотинской войны, которая велась во времена благочестивого и боговенчанного
короля илахов, то есть поляков, Зикмунда Третьего, и была начата нечестивым и своевольным
султаном турецким по имени Осман Младший. Изложено неким неразумным и отсталым Иоаннесом по
просьбе отца его, благолюбивого дьякона Тер-Акопа, во славу братьев-единоверцев
Предисловие к истории Хотинской войны, которая велась во времена благочестивого и боговенчанного
короля илахов, то есть поляков, Зикмунда Третьего, и была начата нечестивым и своевольным
султаном турецким по имени Осман Младший. Изложено неким неразумным и отсталым Иоаннесом по
просьбе отца его, благолюбивого дьякона Тер-Акопа, во славу братьев-единоверцев
Искусство повествования складывается из трех качеств - умения познавать мыслью, видеть глазами и слышать ушами.
Итак, о почтенный отец, наиболее значительное из трех указанных [качеств] - познание, ибо познающая душа предсказывает подобно пророку. [Пророки же] отнюдь не нуждались в писаниях, но обладали святым духом, наделенным понятливостью, который запечатлевал в их сердце любую мысль, так что устным словом и на различных языках, которым они ни у кого не учились, они повествовали о сущем и несущем. И Павел соответственно пишет, что "он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами" (Ефес. 4,11), но не все удостоились зтой благодати; или, как он повторяет в последующих словах, не все будут пророками и толковниками, но лишь наделенные свыше, почему и божье следовало приложить к божьему во славу его.
Второе же и третье [качества] не столь совершенны, они мельче, чем первое. Но тот же самый дух делит многочисленные дары между всеми; многие из наших предков, вооружившись им, отдались различным призваниям, соответственно полученному от Господа, как свидетельствует апостол: "Одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом" (I Коринф. 12, 8). Одни пожелали добродетели, другие отдались философии, многие познакомились с грамматикой и обращением звезд, часть же взялась за летописи и исторические сочинения, так что и поныне отдается зтому призванию. [Исторические знания] становятся возможными благодаря длительному труду и взаимной помощи, ибо тленное тело давит на мысль, [отягощенную] многими заботами, и мы с трудом различаем то, что благодаря третьему качеству находится у наших ног.
Я же не только лишен лучших и великих способностей, но мысль моего исстрадавшегося естества не насыщается даже наиболее скудными и общеизвестными [знаниями]. Но твое, Тер-Акоп, постоянное желание, настоятельное повеление и страх перед тобой - воспитателем - обратили меня к добродетели и заставили, путем перевода с чужого языка на наш, описать боевые победы польского короля. Ты заставил предать забвению мирские занятия, которые с давних пор внушают мне отвращение своими соблазнительными иллюзиями, и покорный труд, таким образом, я предпочел смиренному молчанию.
После поисков я нашел сочинение почтенного мужа, который, будучи очевидцем всех [зтих событий], последовательно и подобающим образом, на чужом языке кратко изложил историю соответственно происходившему. Моему замыслу послужили также данные, которые исходят от многих лиц, поведавших об зтих славных делах, известных немного и мне.
Итак, презрев умственную немощь, мы попытаемся представить и изложить задуманное, уповая на Иисуса, чтобы место и время позволили завершить зту ничтожную книгу, облегчено было начало малодушного согласия [взвалить на себя] зто бремя и [представилась возможность] неуклонно идти по пути истины, приведя в соответствие сочинения чужих племен, хоть и нелегко будет собрать воедино мое бесполезное творение.
У меня нет желания выявить собственную смелость и пышность [слога] или добиться чьего-либо одобрения, но я стремлюсь превзойти использованные сочинения, как и обещано было ранее. И в ответ на твое почетное повеление я молчаливо и с сьновней покорностью принимаю твое пожелание и буду писать в соответствии со строгим заветом; без промедления, начну с того места, откуда начать положено.
Второе же и третье [качества] не столь совершенны, они мельче, чем первое. Но тот же самый дух делит многочисленные дары между всеми; многие из наших предков, вооружившись им, отдались различным призваниям, соответственно полученному от Господа, как свидетельствует апостол: "Одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом" (I Коринф. 12, 8). Одни пожелали добродетели, другие отдались философии, многие познакомились с грамматикой и обращением звезд, часть же взялась за летописи и исторические сочинения, так что и поныне отдается зтому призванию. [Исторические знания] становятся возможными благодаря длительному труду и взаимной помощи, ибо тленное тело давит на мысль, [отягощенную] многими заботами, и мы с трудом различаем то, что благодаря третьему качеству находится у наших ног.
Я же не только лишен лучших и великих способностей, но мысль моего исстрадавшегося естества не насыщается даже наиболее скудными и общеизвестными [знаниями]. Но твое, Тер-Акоп, постоянное желание, настоятельное повеление и страх перед тобой - воспитателем - обратили меня к добродетели и заставили, путем перевода с чужого языка на наш, описать боевые победы польского короля. Ты заставил предать забвению мирские занятия, которые с давних пор внушают мне отвращение своими соблазнительными иллюзиями, и покорный труд, таким образом, я предпочел смиренному молчанию.
После поисков я нашел сочинение почтенного мужа, который, будучи очевидцем всех [зтих событий], последовательно и подобающим образом, на чужом языке кратко изложил историю соответственно происходившему. Моему замыслу послужили также данные, которые исходят от многих лиц, поведавших об зтих славных делах, известных немного и мне.
Итак, презрев умственную немощь, мы попытаемся представить и изложить задуманное, уповая на Иисуса, чтобы место и время позволили завершить зту ничтожную книгу, облегчено было начало малодушного согласия [взвалить на себя] зто бремя и [представилась возможность] неуклонно идти по пути истины, приведя в соответствие сочинения чужих племен, хоть и нелегко будет собрать воедино мое бесполезное творение.
У меня нет желания выявить собственную смелость и пышность [слога] или добиться чьего-либо одобрения, но я стремлюсь превзойти использованные сочинения, как и обещано было ранее. И в ответ на твое почетное повеление я молчаливо и с сьновней покорностью принимаю твое пожелание и буду писать в соответствии со строгим заветом; без промедления, начну с того места, откуда начать положено.
_________________________
Передмова, Глава І, Глава ІІ, Глава ІІІ, Глава ІV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII, Глава XIV, Глава XV, Глава XVI, Глава XVII, Глава XVIII.