История Хотинской войны Иоаннеса Каменецкого
ГЛАВА XIV
О том, как султан собрал все свои войска и после заключения мира вернулся в свою страну
В среду султан Осман снарядил пятьсот служителей и многочисленных стражников и приказал им отправиться в Польшу; и если найдут там его воинов, татар, турок или представителей подчиненных ему других народов, пусть без промедления переправят их в Богданию, что посланцы и выполнили. Всему же турецкому народу прочли угрожающее наставление - если отныне осмелится кто перейти реку и нанести вред Польше, если кто, обнаглев, совершит подобное - при всех условиях будет предан смерти. И точно так, как поначалу они возрастали в числе, к концу начали убывать, [уходили] один за другим, пока след их не простыл по всей стране Польской. В пятницу же в польском войске было большое ликование, [радовались] воины и военачальники, старшие и младшие. Начали палить из пушек и ружей, трубить в трубы, играть на музыкальных инструментах, бить в барабаны, так что турецкое войско поражалось тому, как от радостных кликов христиан могуче сотрясались скалы и камни. И [христиане] радостно воздавали хвалу Богу - всеобщему Спасителю за то, что столь великий гнев и ярость нового Юлиана он, всезнающий Господь, обратил в покорность и позор. Точно так же священники и паломники, которые были в войске, вместе с мирянами дружно и вдохновенно, громкими голосами пели псалмы Давида: "Они от руки твоей отринуты, а мы народ Твой и Твоей пажити овцы" (см. Псал. 87,6 и 78,13).
В субботу явился служитель и с ним важный богданиец - пыркалаб. Поляки покинули Хотинскую крепость и передали им. Прежде зта крепость была богданийской, и владели ею турки. Но за пять лет до зтого некий польский князь Корецкий захватил крепость, так что до настоящего времени ею владели [поляки].
Итак, теперь ясно, что мир между обеими сторонами был заключен на зтих условиях - именно [поляки] возвращают туркам Хотинскую крепость. Но впоследствии неверные лживо заявили, что христиане, мол, обязались платить туркам военную дань. Так пусть же никто не верит зтим пустым словам!
В воскресенье, поднявшись поутру, Осман приказал трубить в трубы, так, чтобы все слышали, и все войска, как конные, так и пешие, приготовились отправиться в путь. И в обед он двинулся со всей своей армией. Они удалились от христиан, так что те были едва видны и расположились лагерем на той же реке Турла, навысокогорье, подобно темной туче. Множество же неверных [остались] в поле и покрыли его подобно саранче. На следующий день они снялись и ушли, чтобы более не вернуться.
В тот же день, во вторник, войско верующих начало переходить реку, но не все сразу, ибо мост, выстроенный поляками и находившийся недалеко от крепости, был разрушен. Позтому переплывали на маленьких лодках, небольшими группами. Но находившийся вдали турецкий мост был невредим, ибо, уходя, Осман приказал, чтобы его не разрушали и оставили целым. Позтому польская конница смогла пройти по нему.
В среду и четверг блаженный князь Владислав со всем войском и военачальниками перешел мост и вступил в свою вотчину, в страну Польскую. Армия расположилась у городка, который зовется Званец.
Здесь мне прилично описать прибытие польского короля, хотя он и не смог явиться вовремя. Но, дабы сполна ознакомить с зтим ваши высокие мысли, ум и знания, я коротко изложу действительные события и затем вернусь к прерванному повествованию, так, чтобы ваша высокая мудрость не скучая следовала до последней точки моего труда.
_________________________
Передмова, Глава І, Глава ІІ, Глава ІІІ, Глава ІV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII, Глава XIV, Глава XV, Глава XVI, Глава XVII, Глава XVIII.