История Хотинской войны Иоаннеса Каменецкого
ГЛЛВЛ XIII
О том, как [поляки] отпустили турецкого посла и с ним отправили своего посла
После зтого в среду из польского лагеря выслали сына Батисты - вестника, явившегося от турок, а с ним отправили христианских послов - кастеляна пана Бельзецкого и воеводича Лубельского, вместе с 25 мужами. Кроме того, из польского войска послов сопровождали 200 избранных и благородных всадников, в разнообразных великолепных облачениях и красивых плащах из звериных шкур. С ними были князья и многие сановники, и даже сам староста Сендомирский тайно отправился с ними до самого турецкого лагеря.
Когда с турецкой стороны заметили христиан, вышли им навстречу, причем и на вышедших были замечательные виссонные одежды. Они расположились в соответствии с [родами] войск, на крупных конях, причем тех, которые зовутся "сипахи", было 300 мужей, [было также] 100 служителей и множество прочих воинов. Встретившись в поле, они взаимно приветствовали друг друга, а затем провели христианских послов к Осману; остальные же мирно отправились в свой лагерь.
Но в зтот день нечестивый султан еще до [прибытия] посла к городку Пановцу, что неподалеку от Хотина, отправил многочисленных татар и янычар с крупными пушками. Они напали на Пановец, до вечера били по стенам из пушек и ружей, отчего и гибли застигнутые внутри горожане.
И некий русский священник, отец Никольский, изготовился и метко сразил из ружья нечестивца, который стрелял из пушки; тот свалился и умер на месте. Видя зто, неверные поспешно собрали свое оружие и секиры и со стыдом убрались, чтобы более не вернуться.
В четверг, пятницу, субботу и воскресенье, пока посол находился у турок, между противниками ничего не происходило, бои между двумя сторонами прекратились. Но христианское войско было наготове, ибо не верило обольстительным речам неверных.
В зти дни победоносный и христолюбивый князь Владислав начал щедро одарять знатных и рыцарей за их ревностную и преданную службу. Казаков же и немцев он обещал за их храбрость щедро наградить после радостного возвращения домой, [что и было сделано], был он всем благодарен и доволен ими за совершен-ные ими деяния.
В среду султан Осман отпустил послов христиан, а с ними турка-служителя. Султан всяческими клятвами скрепил соглашение, вручил им грамоту о ненарушимом мире, и они с радостными известиями прибыли в польский лагерь.
Но достоверно никто не мог узнать о донесении послов - на каких условиях было [заключено перемирие], ибо многие рассказывали об зтом, но все различно. Посему и я не смог точно поведать об зтом различно толкуемом событии, в особенности же потому, что [речь идет] о царских, дворцовых делах. То, о чем можно лишь догадываться, я предоставил недосягаемой мудрости божьей, а из явного я обращусь лишь к достоверному.
_________________________
Передмова, Глава І, Глава ІІ, Глава ІІІ, Глава ІV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII, Глава XIV, Глава XV, Глава XVI, Глава XVII, Глава XVIII.